• СПБ РОО АНКА "АНЦ-АРМЕНИЯ

Анонс передачи 23 февраля в 12:00 о ленинградском композиторе Н.С. Симонян (1922-1997)

26 февраля 2022 года исполняется 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАДЕЖДЫ СЕМЕНОВНЫ СИМОНЯН (1922-1997), известного ленинградского композитора, автора балетов, симфонических и хоровых произведений, кантаты, скрипичного и фортепианных концертов, фортепианных миниатюр, киномузыки. Сочинения Н. Симонян многократно звучали в Большом зале ленинградской филармонии и в Академической капелле. Балеты композитора ставились в ведущих музыкальных театрах Ленинграда - Кировском (Мариинском) и Малом театре оперы и балета. Ее фортепианные сочинения исполнялись в СССР и за рубежом: в Германии, Бразилии, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Югославии. Более двадцати лет Н. С. Симонян являлась ведущим композитором киностудии «Ленфильм».

Подробнее о жизни и творчестве Надежды Семеновны можно прочитать В СТАТЬЕ, опубликованной на сайте информационного агентства "Северная Звезда" (она приводится внизу):

https://nstar-spb.ru/news/culture/nadezhda_simonyan_v_skrizhalyakh_leningradskoy_kultury/?sphrase_id=464187


ТАКЖЕ ПРИГЛАШАЮ ВАС ПОСЛУШАТЬ ЮБИЛЕЙНУЮ РАДИОПЕРЕДАЧУ, ПОСВЯЩЕННУЮ КИНОМУЗЫКЕ Н. СИМОНЯН. Она выйдет в эфир 23 февраля (среда) на Радио "Петербург" (5 канал) - в программе "ПОЛДЕНЬ". В ней ведущая А. Ростовская будет беседовать с внучкой композитора - Надеждой Анастас и племянницей - Ниной Мелик-Давтян.Послушать радиопередачу можно будет в прямом эфире, через online-трансляцию радио "Петербург" (5 канал), пройдя по ссылке: https://www.5-tv.ru/projects/1000143/rad…


26 февраля (суббота), на Радио "Петербург" (5 канал), в 18.30, прозвучит КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ Н. СИМОНЯН (запись трансляции из Большого зала ленинградской филармонии. Солист П. Серебряков).



Статья Нины Мелик-Давтян на сайте "Северная звезда".


Надежда Симонян в скрижалях ленинградской культуры

К 100- летию со дня рождения композитора 26 февраля 2022 года исполняется 100 лет со Дня Рождения Надежды Семеновны Симонян (1922-1997), известного советского композитора, многолетнего члена ленинградского отделения Союза Композиторов СССР.

Надежда Симонян – автор четырех балетов, кантаты, симфонической поэмы, скрипичного и двух фортепианных концертов, нескольких песен и многочисленных фортепианных миниатюр. Ее сочинения многократно звучали в Большом зале ленинградской филармонии и в Академической капелле. Балеты Н. Симонян ставились в ведущих музыкальных театрах Ленинграда. Первый, «Жемчужина» по новелле Дж. Стейнбека увидел сцену Кировского (Мариинского) театра. Балет впервые был показан накануне поездки труппы в Москву. А чуть позже и во Дворце Съездов московские зрители также увидели «Жемчужину». Н. Симонян включила в оркестровую партитуру один из первых электромузыкальных инструментов в СССР – эмиритон. Лейттема Жемчужины, благодаря эмиритону, выделялась поэтичностью, она «мерцала» многими красками, будучи тембральной изюминкой балета!

Балет «Старик Хоттабыч» (по повести Л. Лагина) был написан Надеждой Семеновной на основе музыки к одноименному фильму, созданному в 1956 году – и поставлен в 1970 г. в ленинградском Малом театре оперы и балета Рассчитанный на детскую аудиторию, спектакль впечатлял калейдоскопичностью неожиданных поворотов сюжета. Критики единодушно отмечали, что достичь желаемых целей постановщикам помогла «легко запоминающаяся, полная бурлящей энергии музыка Надежды Симонян». Они подчеркивали оркестровое мастество композитора, создававшего яркие, зримые музыкальные образы. В 1985 году на телевизионных экранах был показан фильм-балет «Принц и нищий» по одноименному произведению М. Твена. Четвертый балет «Мария Стюарт» (на сюжет Ф. Шиллера) Надежда Семеновна закончила в возрасте 75 лет. Композитор писала его не по заказу, а, как говорится, по велению души. В театре этот балет, к сожалению поставлен не был.

Надежда Семеновна находилась в центре музыкально-культурной жизни Ленинграда 1950-1980-х годов; сотрудничала с Г. Товстоноговым, Г. Казанским, И. Шадханом … «Мне доставляет огромную радость работать с таким серьезным, вдумчивым художником, как И. Е. Хейфиц, – отмечала Н. Симонян. – Каждая такая встреча…неизменно обогащает меня, учит взыскательности и принципиальности в искусстве». Дом Надежды Семеновны отличался радушием и гостеприимством, в нем всегда собиралось много творческих людей – актеров, режиссеров, композиторов, либреттистов, пианистов – всех тех, с кем Н. Симонян дружила, общалась и сотрудничала. К ней нередко заглядывал председатель ленинградского отделения Союза Композиторов СССР В. Соловьев-Седой, ведущий актер БДТ Е. Копелян, чета А. Колкера и М. Пахоменко, дирижер Кировского театра – В. Федотов, искусствовед И. Гликман. Часто заходил коллега, композитор И. Шварц. Одним из самых любимых и уважаемых гостей был, конечно, Павел Алексеевич Серебряков – пианист, профессор, ректор Ленинградской консерватории.

Павел Серебряков сыграл большую роль в творческой биографии Надежды Семеновны. Музыкант вел активную концертную деятельность и нередко включал в программы выступлений сочинения молодых ленинградских композиторов. Пианист много времени проводил с консерваторскими учениками, среди которых была и Надежда Симонян. При создании Первого концерта для фортепиано с оркестром Н. Симонян чутко прислушивалась к художественным рекомендациям профессора. Впоследствии она вспоминала: «Мне хотелось сделать для Павла Алексеевича что-то хорошее, и я решила написать концерт для фортепиано с оркестром и посвятить ему. П.А. включил концерт в свою программу, играл у нас в стране и за рубежом». П. Серебряков стал первым и самым преданным исполнителем этого сочинения. Он впервые сыграл концерт 30 ноября 1953 г. в Большом зале ленинградской Филармонии. В течение нескольких лет – неоднократно, с успехом, повторял сочинение в Ленинграде и в других городах Советского Союза – в Москве, в Днепропетровске, в Запорожье, а также за рубежом – в Бразилии (Сан-Пауло), в Германии (Лейпциге) и Японии. 10 февраля 1959 года в Ленинграде, на Юбилейном вечере, посвященном пятидесятилетию со Дня Рождения и тридцатилетию творческой деятельности, П. Серебряков исполнил два концерта для фортепиано с оркестром: П. И. Чайковского и Н. С. Симонян. В Доме Радио хранится запись филармонического концерта, состоявшегося 6 марта 1959 года, на котором также звучал Первый фортепианный концерт Н. Симонян (дирижер – М. Янсонс, солист – П. Серебряков). В 1963 году клавир концерта был опубликован издательством «Советский композитор». В программы отечественных и зарубежных выступлений П. Серебрякова также входили фортепианные миниатюры Надежды Семеновны: Прелюдия, Колыбельная, «Два фантастических танца». А в 1968 году, в Большом зале ленинградской филармонии, пианист исполнил ее Второй фортепианный концерт (Концерт-поэму), посвященный героической обороне блокадного Ленинграда (дирижер – Юрий Серебряков). В Доме Радио хранится запись с трансляции этого сочинения от 30 июня 1968 года. Клавир Концерта-поэмы увидел свет в 1976 году. Надежда Симонян – автор музыки к 36 спектаклям драматических театров и более чем к 50 кинофильмам; она писала также для цирковых представлений, радио- и телепостановок. У большинства людей творчество Надежды Семеновны ассоциируется с киномузыкой. Более 20 лет композитор работала на киностудии «Ленфильм», сотрудничала с известными режиссерами – И. Хейфицем, Г. Казанским, Г. Ароновым и др. Н. Симонян создала музыку к фильмам, ставшим классикой советского кино: «Дама с собачкой», «Приключения принца Флоризеля», «Старик Хоттабыч», «Салют, Мария!», «Плохой хороший человек», «В городе С.», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев» и многим другим. Н. Симонян всегда рельефно обрисовывала героев и ситуации, помогала режиссерам раскрыть основную мысль сочинений музыкальными средствами. Она называла работу в кино «школой профессионализма». В семейном архиве хранится рукопись с ценнейшими «зарисовками» композитора, касающимися ее творческой жизни на «Ленфильме»: «Мироощущение композитора остается неизменным, пишет ли он музыку для кино, театра или же создает симфонии, концерты, кантаты… Поэтому взаимосвязь так называемой «прикладной» музыки с «неприкладной» (сонаты, концерты и др.) существует и, конечно, поиск композитора при работе над киномузыкой не проходит бесследно и для его основного творчества (при том условии, что композитор очень серьезно относится к созданию прикладной музыки!) В кинематографе можно дать волю своей творческой фантазии. Здесь: все средства к услугам композитора: хор, оркестр, возможность привлечения на одну картину различных инструментальных составов – все это позволяет экспериментировать, пробовать всевозможные звуковые, а точнее тембровые сочетания. И, конечно, обогащает арсенал мастерства и стимулирует к поиску». Интерес к музыкальному наследию Надежды Семеновны очевиден и сегодня! В феврале 2018 г. и в сентябре 2021 г. в Москве, в Концертном зале им. П. И. Чайковского, были исполнены несколько сочинений Н. Симонян (Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, под руководством Сергея Скрипки и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. Юрлова). 26 февраля 2018 г. радио «Петербург» (5 канал) выпустило передачу «Армянская жемчужина», посвященную жизни и творчеству композитора и приуроченную к дню ее рождения. Спустя 4 месяца, 18 июня 2018 г., радио подготовило еще одну музыкальную встречу «Профили петербургской культуры», включившую рассказы о жизни Надежды Семеновны и ее музыке. В день столетия Н. Симонян, 26 февраля 2022 года, на радио «Петербург» (5 канал), выйдет в эфир еще одна, юбилейная, передача, посвященная работе композитора в кино.

Прошло много лет, а музыка Н. Симонян продолжает жить и радовать!

Творчество Надежды Симонян оставило глубокий след в скрижалях ленинградской культуры. Она – смелый музыкант-экспериментатор; ее почерк отличает стремление к красочной звукописи, выражающейся в нестандартных тембральных, гармонических и мелодических решениях. Многие мелодии композитора на слуху у десятков тысяч любителей советских кинофильмов: они легко узнаются, едва начиная звучать. Некоторые до такой степени известны, что об их авторстве, порой, люди даже не задумываются. Не это ли мечта каждого композитора?!.



29 просмотров